home Мотоблоки Лапы мотоблока своими руками

Лапы мотоблока своими руками

Как сделать своими руками мотоблок

Практически десяток лет тому вспять приобрёл домик с приусадебным участком в деревне. Участок было надо обрабатывать, но без техники этот труд был непосильным, а средств на неё уже не осталось. Вот и обязан был выстроить для этих целей мотоблок.

Опыт самодеятельного конструирования к тому времени у меня уже имелся — снова же для поездок в деревню в зимнее время сделал «палочный» снегоход (с ремённо-брусковой гусеницей). Мотоблоков же хотя и лицезрел много (как промышленного производства, так и самодельных), но сам такой строил в первый раз, потому почти все делал потому что давало подсказку чутьё. В прикидках мотоблок был должен стать ещё и транспортным средством для тех же поездок, причём грузовым и даже вездеходным, потому что часть пути до деревни составлял просёлок, который и дорогой-то именовать можно только с большой натяжкой.

Забегая вперёд, отмечу, что конструкция оказалась достаточно успешной: обычной и надёжной. Потом я сам выстроил несколько схожих мотоблоков на заказ, ну и другие умельцы, в том числе и ребята, при постройке собственных машин взяли его за эталон. При подготовке публикации использовал фото нескольких из их, потому выполнение отдельных узлов может и не совпадать с начальной конструкцией. Но зато может быть применено теми, кто захотит повторить конструкцию в своём варианте.

Делаем мотоблок своими руками чертежи размеры

С выбором агрегата заморочек не было — в наличии имелся не новый, но полностью работоспособный движок от байка «ИЖ-Планета-3». Его когда-то приобрёл «в мешке», разобранным на части, но проревизировал и собрал. Проектной мощности 18 л.с. он, естественно, обеспечить уже не мог, потому что его цилиндр был уже достаточно изношен, но сил 15 — 16 он всё же выдавал.

Признаться, и этого хватало с излишком. От него, как от печки, и начал «плясать», хотя особенных переделок, не считая оборудования цилиндра принудительным воздушным остыванием, на нём не создавал. Позже заменил клапан на лепестковый — с ним свойства мотора поменялись в наилучшую сторону — облегчился запуск, приметно возросла тяга, уменьшился расход горючего, ну и сам движок стал работать плавнее и тише.

Значимой реконструкции пришлось подвергнуть другой агрегат — редуктор. Его совместно с гпавной передачей использовал от грузового мотороллера «Муравей».

Во-1-х, удалил из чашечки дифференциала сателлиты. Окна чашечки расширил, срезав сваркой перемычки меж примыкающими парами уже имевшихся окон. Чашечку дифференциала посадил на вал и приварил через расширенные окна одну деталь к другой.

Во-2-х, выточил приводной вал главным поперечником 30 мм для установки фрез либо колёс с цапфами в серединной его части под подшипники 207 (заменил их на 80207 — с боковыми защитными шайбами). На концах вала, вместе со ступицами колёс, просверлил отверстия, в которые воткнул цилиндрические шпонки — как оказывается, при насыщенной и тяжёлой эксплуатации диаметральные болты, крепящие колёса на валу, не выдерживают — их срезает. В торцах вала выполнил резьбовые отверстия (гнёзда) М10, в каждое из которых вкручивал винт с уширенной шайбой — она не позволяет выпадать шпонке. Тут же отмечу, что колёса — от мотоблока промышленного производства «Каскад». Для землеобрабатывающих работ ставлю бескамерные (гусматик) колёса размером 5.00-10″, а для транспортных — пневматические 6.00-12″.

В-3-х, срезал с картера редуктора выступающие за границы его половинок ушки-втулки. Сами половинки картера «обложил» с трёх сторон (впереди, сверху и сзади) обвязкой из железного прокатного уголка с полками 30×25 мм. С обвязкой пришлось повозиться, чтоб поплотнее её подогнать, но зато сейчас усилился и сам дюралюминиевый картер.

Вал со звёздочками переставил с левой части привода на правую. Крепёжные отверстия в щёчках (фланцах) первичного вала редуктора практически совпадают, кроме неких, — их нужно просверлить. Такую перестановку можно было бы и не делать, но это упростило коробку и отдало возможность обойтись без промежного вала.

Потом перешёл к сборке обоюдного расположения агрегата и редуктора. Но за ранее сделал мотораму (на самом деле, она же служит и рамой всего мотоблока). Моторама представляет собой трубу квадратного сечения длиной 600 мм, сваренную из двух отрезков швеллера На мотораме сверху разместил картер силового агрегата, а снизу к ней пристыковал картер редуктора так, чтобы приводной вал располагался примерно на середине её длины. Поскольку расстояния от плоскостей симметрии у мотора и редуктора разные, первый пришлось сместить на десяток миллиметров в левую (по ходу) сторону. При этом картер двигателя подвинул на мотораме ещё вперёд, чтобы немного увеличить расстояние между звёздочками трансмиссии и установить между ними ещё одну — натяжную. В этом месте трансмиссии (между звёздочками силового агрегата и редуктора) для увеличения тягового усилия можно было бы установить промежуточный вал (иногда его называют «ходоуменьшителем»). Но на моём мотоблоке приемлемое общее передаточное число «выведено» за счёт применения коробки перемены передач от «ИЖ-56», а мощности двигателя и так в избытке.

После выверки взаимного расположения в одной плоскости выходной звёздочки силового агрегата (звёздочка вторичного вала КПП силового агрегата) и входной звёздочки редуктора к мотораме приварил обвязки половинок картера, а для крепления на мотораме силового агрегата — кронштейны-ушки из стального 4-мм листа, выгнутого в форме штампованного швеллера. На мотораму установил картер двигателя, примерил и приварил к ней кронштейны. По месту просверлил в кронштейнах крепёжные отверстия. Вообще-то, если в кронштейнах крепления картера двигателя выполнить не обычные отверстия, а продолговатые пазы, то можно обойтись и без натяжной звёздочки, а натягивать цепь — смещением двигателя относительно моторамы, упростив этим конструкцию трансмиссии.

После компоновки основных агрегатов приступил к конструированию остальных креплений: рычагов управления, прицепных и навесных устройств. Рычаги управпения (изготовлены из толстостенной трубы наружным диаметром 27 мм) прикручиваются к заднему кронштейну крепления силового агрегата и поддерживаются подкосами. А на самих рычагах позже закрепил на стойках топливный бак. Сзади к мотораме приварил форкоп — часть тягово-сцепного устройства мотоблока с тележкой. Форкоп служит для навески землеобрабатывающих орудий: плуга, культиваторов и др. Впереди к мотораме приварил штырь для навески балластных плит, повышающих сцепление с дорогой на раскисшем просёлке или с почвой при обработке посадок на участке.

Как было отмечено в начале статьи, цилиндр двигателя оборудовал принудительным воздушным охлаждением. Крыльчатка центробежного типа — от салонной печки автомобиля UAZ. Привод крыльчатки — через ремённую передачу со шкивами с передаточным числом 1. Приводной шкив смонтирован на роторе генератора. В качестве ремня использовано резиновое кольцо («пассик»), отрезанное от камеры мотоцикла «ИЖ» — оно не требует натяжения и легко снимается для отключения привода в прохладную погоду. Кожух выклеил из стеклоткани на эпоксидном связующем по предварительно изготовленному проволочному каркасу. Он (кожух) — быстросъёмный, закрепляется на цилиндре двумя пружинами. Но следует признать, что крыльчатка не в полной мере обеспечивает охлаждение цилиндра в экстремальных условиях при движении на низших передачах, а потому планирую её заменить.

Фрезы для мотоблока своими руками

Фрезы (их две) тоже сам делать не стал, а, как и колёса, приобрёл заводские, «стрельчатые», или, по-другому, — «гусиные лапки» — их делают на местном Пермском заводе для мотоблока «Каскад». Ступицы фрез — толстостенные трубы с внутренним диаметром 30 мм — без переделок насаживаются на вал моего мотоблока — ведь вал я под них и вытачивал. Закрепляются фрезы на валу двумя болтами каждая, через соответствующие сквозные отверстия в обеих деталях. Диаметр ометания фрез по «стрелкам» составляет 350 мм. Каждая снабжена четырьмя рядами лап (по три лапы в ряду). И надо отметить, что этими фрезами остался доволен: они не дробят сорняки, а выбрасывают их на поверхность (правда, иногда и наматываются), не зарываются в землю и идут плавно. Даже проводил такой эксперимент: работающий мотоблок отпускал в «свободное плавание» вдоль по 50-метровому участку, и он самостоятельно нормально пахал (культивировал), никуда не сворачивая. Конструкции подобных, но самодельных фрез не раз приводились на нашем сайте www.umeltsi.ru, а потому даю без чертежа. Ширина захвата при культивации с удлинителями вала — до 900 мм.

Кроме «стрельчатых» фрез приспособил готовые или изготовил и другие землеобрабатывающие орудия: плужок, окучник, культиватор, картофелевыкапыватель.

Минимальная скорость мотоблока около 5 км/ч. На такой скорости произвожу пахоту, культивацию, копаю картошку.

Зажигание на двигатель поставил электронное — от мотоцикла «Восход». Мотоблок оборудовал путевой фарой.

Поскольку мотоблок сразу задумывался ещё и как мототягач, то для него изготовил прицепную грузовую одноосную тележку с кузовом грузоподъёмностью до полутонны и двухместным сиденьем. Сделать мягкий диван со спинкой тоже не составляло большого труда, но тогда нельзя было бы перевозить длинномерные грузы, а иногда приходится транспортировать брёвна длиной до шести метров. Впрочем, и спинку нетрудно сделать съёмной. Дышло прицепа — из прямоугольной трубы сечением 50×40 мм с 2,5 мм стенками. Оно подкреплено ещё двумя подкосами из равнополочного уголка

Тягово-сцепное устройство — простое, но надёжное, шкворневого типа. Кузов тележки с размерами в плане 1200×1200 мм — деревянный, борта — из доски-вагонки толщиной 16 мм, пол — из доски «двадцатки» и обшит стальным 1,5-мм листом.

Телега для мотоблока своими руками

Шасси тележки с колеёй колёс 1500 мм собрано из двух боковых прицепов от мотоцикла «ИЖ». Колёса тоже от него. Их подвеска торсионная, мягкая, поэтому проехать на тандеме «мотоблок — тележка» 60 — 70 км по относительно ровной полевой дороге не составляет труда. До скорости в 50 км/ч тандем послушен в управлении. За сезон накатываю на нём 3 — 4 тысячи километров по делам: в лес за дровами, в поле за сеном (вот только косить его пока «не научил») и на рыбалку. Очень важный узел прицепа и мотоблока — тягово-сцепное устройство. Конструкция его может быть разной, но надёжной. Ещё оно должно позволять прицепу поворачиваться относительно мотоблока не только в горизонтальной плоскости, но и в ограниченном вертикальном секторе, чтобы не происходило зависания колеса тележки. Общая длина прицепной тележки — 2.5 метра.

За счёт мощности двигателя, сблокированных колёс, обутых в шины с крупным протектором типа «ёлочка», скоростных качеств мотоблок с прицепной тележкой получился машиной повышенной проходимости, поэтому эксплуатирую его с ранней весны до поздней осени. В некоторых дорожных (а точнее — бездорожных) ситуациях выручает и появившаяся за счёт редуктора передача заднего хода. Колёса на валу, а точнее их ступицы, закрепляются двумя болтами. Но от нещадной эксплуатации мотоблока болты не раз срезало. Поэтому дополнительно закрепил их от проворачивания на валу ещё продольными цилиндрическими шпонками.

Мотоблок стал незаменимым помощником на приусадебном участке и вообще в хозяйстве.

За время эксплуатации перебрал только редуктор: увеличился люфт в подшипниках. И то пожалел — сезона два ещё можно было бы ездить.

Веерные картофелекопалки

Самые простые в изготовлении, также выпускаются промышленно, но в большинстве своем требуют некоторых доработок.

Сразу видно, что в их основе лежит тот же окучиватель, именно он, заглубленный ниже уровня залегания клубней, взрыхляет и разворачивает почву. А вот подает наверх вырытый картофель – веер, приваренный к задней части окучивателя. Его роль выполняют металлические прутки, приваренные на расстоянии 3 – 4 см друг от друга, расходящиеся и выгнутые в верхней части.

Величина заглубления регулируется упорными колесами, а поперечная планка служит подставкой для ног, становясь на которую человек своим весом обеспечивает требуемое заглубление приспособлению.

Именно такая схема веерного картофелекопателя кажется нам наиболее продуктивной. Сам процесс копки можно увидеть здесь:

Далее представлен примерный чертеж такой картофелекопалки, содержащий основные параметры для изготовления.

Форму же, угол атаки и прочие нюансы вам придется доработать самостоятельно, с учетом ваших грунтов, мощности и ходовых качеств мотоблока, на который вы планируете устанавливать картофелекопатель, и даже сортов картофеля, формирующих клубни на разной глубине.

Разновидность подобной копалки без веера, предназначенная для работы вдвоем:

Картофелесажалка для мотоблока: популярные модели

Необязательно изготавливать картофелесажалку для мотоблока своими руками. Можно приобрести уже готовую. Предлагаем познакомиться с техническими характеристиками наиболее популярных моделей, чтобы вам было проще выбрать подходящий вариант для своего огорода.

Всегда можно выбрать подходящий вариант

Картофелесажалки CS: GO-1А и CS: GO-1: технические характеристики

Картофелесажалка CS: GO-1А весит 33 кг и имеет бункер на 34 л. Расстояние между колесами – 0,6 м. Позволяет высаживать до 5 клубней на 1 погонный метр. Специальные диски позволяют зарыть картофель и сформировать ровный гребень из грунта. Модель может работать с мотоблоками «Салют», «Нева», «Ока», «Фаворит», «Кадви» и рядом других. Позволяет за час засадить картофелем 0,2 – 0,25 га.

CS: GO-1А – однорядная модель для небольшого участка

Внимание! Перед покупкой убедитесь в совместимости вашего мотоблока с картофелесажалкой CS: GO-1А.

Модель CS: GO-1 предназначена для работы с тяжелыми и среднетяжелыми мотоблоками. Устройство весит 25 кг. Позволяет сформировать ряды шириной 0,6 – 0,7 м с производительностью 0,2 га/час. На каждый погонный метр высаживается 5 – 6 картофелин.

CS: GO-1 имеет достаточную производительность для небольшого участка

Предлагаем посмотреть видео, на котором показан процесс посадки картофеля мотоблоком с данной картофелесажалкой:

Картофелесажалка КСМ 1А: технические характеристики

Устройство весит 44 кг при объеме бункера 41 л. Расстояние между высаживаемыми бороздами 0,25 – 0,3 м при ширине рядов 0,4 – 0,6 м. Картофелесажалка КСМ 1А имеет производительность 0,25 га/час. Может подсоединяться к мотоблокам «Нева», «Каскад», М2, МБ, а также к «Mustang» и «Zirka» при наличии специальной сцепки.

КСМ 1А: надежное конструктивное исполнение

Картофелесажалка для мотоблока «Нева»

Для линейки «Нева» разработана специализированная картофелесажалка, предназначенная для подсоединения к мотоблоку с помощью соответствующей сцепки. В отличие от универсальных моделей, такое приспособление имеет небольшие габариты и вес – 25 кг. С его помощью можно сформировать ряды 0,6 – 0,7 м с производительностью 0,2 га/ч. Цена картофелесажалки для мотоблока «Нева» выше, чем у универсальных аналогов.

Культиватор своими руками для мотоблока. Плоскорез для мотоблока своими руками

В последние года многие владельцы земельных участков все чаще используют новые технические разработки, способные значительно облегчить жизнь и тратить на выполнение тех или иных задач гораздо меньше времени. Мотоблоки, культиваторы, мини-тракторы и прочие приспособления оказывают ощутимое влияние на жизнь агронома.

Если раньше актуальными были традиционные сапки, которые заставляли обрабатывать тяжелую землю в полусогнутом состоянии не один час, то сегодня на их место пришли инновационные плоскорезы, рассчитанные на эксплуатацию вместе с мотоблоком.

Плоскорезы на мотоблок: преимущества и недостатки эксплуатации устройства

Плоскорезы можно смело назвать своеобразным гибридом бороны и ножа. Они монтируются параллельно грунту или под незначительным углом. В результате приспособление погружается в почву на небольшую глубину и срезает корни сорняков, тем самым переворачивая сам грунт, способствуя лучшему сохранению влаги и полезных веществ.

Помимо указанных положительных моментов, плоскорезы:

  • улучшают состояние почвы;
  • разрушают сформированные после сильного дождя корки и комки;
  • отпугивают вредителей;
  • подготавливают почву к дальней высадке растений;
  • выполняют междурядную обработку посевов;
  • насыщают верхний слой кислородом.

Культиваторные лапы для окучника мотоблока своими руками

Естественно, в некоторых случаях владельцы приобретают плоскорезы с рыхлителем для мотоблока, которые не только выполняют упомянутые задачи, но и снимают лишнюю нагрузку с человека, легко поддаются эксплуатации, не нуждаются в подъеме и отличаются прекрасной продуктивностью. Такие устройства нередко имеют довольно доступную стоимость, но некоторым мастерам удается создавать плоскорезы-рыхлители для мотоблока своими руками.

Плоскорез для мотоблока своими руками: нехитрый способ изготовления

Если мотоблок имеет довольно внушительные характеристики, желательно сделать несколько плоскорезов и разместить их на устройстве. Таким образом, получится еще более продуктивный агрегат, который будет не только экономить время, но и силы.

Для отличной проходимости создаваемого плоскореза нужно позаботиться о соответствующих колесах. Для них подойдут практически любые материалы. В качестве оси отличным выбором будет железная трубка.

лапа, мотоблока, рука

Затем с обеих сторон по резке бетона желательно приварить два круга. По диаметру нужно прикрепить несколько проволок (с помощью сварочной машины), диаметр которых не превышает 8 мм.

На оси с внутренней стороны необходимо оставить место для размещения подшипника и дальнейшей установки самодельного плоскореза. Поскольку корпус мотоблока не всегда изготовляется из очень прочного материала, основной Accent делается именно на оси. После того, как подшипник будет прицеплен, следует приварить к нему пластину.

Ножи плоскореза можно создать из разделенных частей косилки. Благодаря их легкости и компактности они будут идеальными компонентами режущего элемента. Важно убедиться в том, что они надежно закреплены иначе конструкция будет ходить из стороны в сторону и не выполнять качественно свою задачу.

лапа, мотоблока, рука

Для ограничения глубины погружения нередко используют небольшие колесики. Отличным «донором» может стать стандартная детская машинка.

Сами колеса можно дополнить железными деталями, чтобы пластик не портился во время движения. Глубина погружения должна быть не меньше 5 см.

Чтобы увеличить вес на плоскорезе для культиватора и повысить давление для вхождения в почву, можно приварить утяжелитель в виде любой детали. В случае с отсутствием необходимых компонентов можно пустить в ход корзину с кирпичами, но подобное решение не отличается удобством.

Для лучшего понимания особенностей конструкции, предлагается ознакомиться с чертежами. Представленные видео также могут стать руководством, ведь на этих материалах многие мастера делятся имеющимся опытом с пользователями и раскрывают тайны создания действительно долговечного и надежного навесного оборудования для мотоблока.

Стоит отметить, что созданный плоскорез подойдет, как для мотоблоков Нева, так и для техники брендов Кентавр, Салют и прочих. Универсальность изделия позволяет в домашних условиях и без особых финансовых затрат создать поистине отличного помощника!

Навесное оборудование к мотоблоку: виды и его применение

Всем известна поговорка о том, что короля играет свита. Без сопровождения толпы вельмож, советников и грозной стражи любой монарх покажется вам обычным человеком. Точно так же без дополнения в виде навесного оборудования самый дорогой мотоблок – бесполезный кусок металла.

О разновидностях навески для данного вида техники и их возможностях мы поговорим в этой статье.

Устройство

Выбираем мощность культиватора. Мощность – это, пожалуй, самый важный параметр. Чем она больше, чем выше скорость работы и больше глубина вспахивания. Но вместе с мощностью растет и вес агрегата, и его цена.

Очень многое зависит от материала для ножей. Чем лучше материал, тем выше срок службы, тем лучше качество работы.

В подсобном хозяйстве используются ручные культиваторы, их проще всего изготовить, а также починить или заменить. Для их изготовления часто используются детали и материалы от других, вышедших из строя механизмов, что позволяет сэкономить на материалах.

Культиватор может использоваться не только сам по себе, но и в комплекте с мотоблоком – тогда культиватор используется как сменная насадка.

Почвенную фрезу для мотоблока применяют во время пред посевного периода весной, после отвальной обработки. Не рекомендуют использовать фрезы на легких почвах, чтобы избежать распыленности.

Внешне почвофрезы похожи на согнутые ножи или сабли, которые закрепляют на валу в определенном порядке. Скорость вращения вала достигает 200 об/мин. Навешивается он сзади на мотоблок. Работа почвофрезы зависит от вала отбора мощности. Более лучший результат фреза дает во время увеличения скорости движения.

лапа, мотоблока, рука

Особенности конструкций и виды

Перед тем как сделать картофелекопалку для мотоблока своими руками, надо изучить устройство, конструктивные особенности и подготовить необходимые для работы инструменты и материалы. Принцип работы для всех моделей един: зубья механизма вонзаются в землю и выгребают земляной ком вместе с корнеплодами. Урожай при этом может собираться в бункер или оставаться на грядке. Зависеть это будет от конструктивного решения модели. Картофелекопалки бывают:

Опытные мастера проявляют инженерную смекалку и создают самостоятельно многофункциональные агрегаты, которые используются и для посадки корнеплодов, и для окучивания, и для сбора урожая.

Оптимальная толщина металла

Навесная конструкция собирается из металлических деталей. Толщина листовой стали должна подбираться с учетом предполагаемой нагрузки: чем больше она будет, тем толще должен быть и материал. Специалисты рекомендуют использовать листы толщиной не меньше 8 мм.

Колеса для копалки

Конструкция оснащается подвижными колесами. При изготовлении копалки в домашней мастерской их можно позаимствовать от старой садовой тачки. Широкие шины облегчат передвижение по грядкам. Лучший вариант — оснащенные осью. К оси крепятся стойки, в которых делают стопорные отверстия.

Как вариант, можно использовать металлические. Они сделают конструкцию тяжелее, что улучшит работу рала на твердых почвах. Резиновые будут хуже передвигаться по влажному грунту, лучше в такой ситуации будут себя показывать резиновые, но с тракторным протектором.

Способы соединения

Все элементы агрегата соединены методом контактной сварки (электро- или газовой), а также при помощи классических крепежей (болты, гайки). Причем преимущество болтового соединения состоит в том, что при необходимости агрегат можно разобрать и собрать.

Чертежи картофелекопалки для мотоблока: размеры, фото

Подробные чертежи картофелекопалки веерного типа для мотоблока фото и видео приспособления в работе.

Как известно картофелекопалки для мотоблоков есть двух типов, веерная и вибрационная, самая простая в изготовлении копалка веерного типа, её устройство мы и рассмотрим.

Веерная копалка это навесное оборудование, в данном варианте для мотоблока, вот так выглядит это приспособление.

Устройство для выкапывания картофеля представляет собой плуг с веером из прутьев, в процессе движения мотоблока плуг врезается в почву и поднимает её на решётку из прутьев, в свою очередь прутья разрыхляют и просеивают почву при этом клубни картофеля выкидываются уже поверх почвы.

На видео показан принцип работы веерной картофелекопалки.

Чтобы сделать картофелекопалку для мотоблока, можно воспользоваться предоставленными чертежами с размерами и фото.

Самоделка состоит из нескольких частей:

Вариант изготовления плуга под копание картофеля.

На фото показана система регулировки глубины и угла наклона плуга. Отверстия в сошке позволяют регулировать глубину погружения плуга в почву.

В этом видео автор показывает картофелесажалку, сделанную своими руками.

EVDIRAL.RU 2023 Все права защищены ©️