home Пилы Спилить Дерево На Территории Снт

Спилить Дерево На Территории Снт

Взять, да и срубить дерево. Но так ли уж все просто?

Распространенная ситуация из жизни: собственник земельного участка (имеет оформленное в соответствии с законодательством право собственности на данный участок) решил очистить его от деревьев, растущих на нем. Данный участок не связан никакими обременениями, аресты отсутствуют, предметом залога и т.п. участок не является. Участок не принадлежит в категории селитебных, парковых, охраняемых (водо-охранных и др.), заповедных и иных аналогичных зон. Участок предназначен для индивидуального жилищного строительства (ИЖС), на нем имеется жилой дом и, быть может, иные, разрешенные законом, строения. Деревья, находящиеся на участке, не относятся к категории реликтовых, особо ценных пород.

Может ли при таких обстоятельствах собственник участка (единолично или воспользовавшись услугами сторонних лиц) ликвидировать все или часть деревьев, растущих на нем? Грубо говоря, имеет ли он право, как хозяин участка и всего того, что на нем находится, спилить эти деревья?

Для дилетанта в современном российском «праве» (в т.ч. для рядового кабинетного юриста) данный вопрос может показаться банальным и даже смешным. Ну, какой, мол, разговор, на то и собственник участка, чтобы распоряжаться им и всем тем, что на нем находится, по своему усмотрению, если это не противоречит закону, в частности, интересам третьих лиц. Юристы-ученые (имеющие дипломы о высшем юридическом образовании, а то и являющиеся авторами публикаций, диссертаций, свидетельствующих о высоком уровне их теоретической квалификации), особенно, далекие от практики, могут начать научные рассуждения о том, как ДОЛЖНО быть в данном случае.

Однако, не все так уж просто. Отправной точкой рассуждений с целью ответить на данный вопрос является тот факт, что в России действует РОССИЙСКОЕ ПРАВО. А оно, это «право», является достаточно особенным и, местами, даже оригинальным. Правда, пресловутая «оригинальность» смотрится хорошо лишь в том случае, пока она не задела кого-нибудь лично. А тот, кого затронет сия оригинальность на практике, имеет, в 99,9% случаев, совершенно иное мнение. Теория. это одно. А вот то, что предлагает практика, в том числе и судебная, вообще говоря. другое. Но, попробуем разобраться.

Необходимость в сносе (рубке) деревьев может возникнуть по целому ряду причин. Например, перед окном жилого дома на участке выросло дерево. Пока оно было маленькое, хозяин не обращал на него внимание. В его тени играли дети, на ветвях сидели птицы, от него веяло прохладой. Но вот, пролетели годы. А деревья, как и дети, растут быстро. Не успеешь оглянуться – вроде только-только ребенок научился говорить «мама», только научился оправляться на горшок…. а вот он уже и школу закончил и, того и гляди, сам будет такого же, как он, приучать к горшку, учить говорить это сладкое слово «мама».

Так и деревья. Вот, вроде недавно был малюсенький ствол, еле-еле пробивались побеги через почву. Вроде недавно его высота составляла от силы метр – полтора. И вдруг – вот Вам – оно уже стоит огромное, могучее, диаметром от полуметра и даже более. Все бы ничего, но та тень, которую оно создавало раньше, теперь уже начинает мешать. И вот то листья сыплются с верху, то ветками оно задевает по крыше дома, то отломавшаяся ветка (а то и ветвь), ринувшись вниз, громит все, что попадается на ее пути: крышу дома, забор, грядки. Ладно, если повезет и никого не окажется в этот момент рядом. Хотя, бывает, когда и не везет. Но, не будем об этом.

Вырубка леса на загородном участке. Слово юристу. Выпуск 70

Или же собственник участка наметил сделать пристрой к дому, или решил сделать, скажем, футбольное поле, ну, мало ли что еще. В любом случае, как бы ни жалко было это дерево, но приходится его спиливать. Насколько технически тяжела эта работа, обсуждать опять-таки не будем. Ибо, кто этим занимался хоть раз, тому никакие комментарии не нужны. Ну, а те, кто привык по жизни заниматься пустой болтовней, все равно не поймут (ну, что, мол, тут такого сложного – подумаешь – вызвал бригаду и уберут они это дерево). Поэтому обсуждать технические моменты также не будем. Ибо есть еще, быть может, более существенное: юридический аспект а именно, коллизия правомочности, возникающая при сносе такого дерева.

Итак, что же может сказать здесь рядовой юрист? Не утруждайтесь, мол, ст. 209 ГК РФ Вам в помощь. В ней, в этой статье, сказано:
Статья 209. права собственности
1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
2. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, …
3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Т.е. смысл этой статья очевиден: собственник земельного участка может пользоваться своей землей, а также природными ресурсами по своему усмотрению в том и только в том случае, если это не противоречит закону и интересам других лиц.

В силу п. 2 ст. 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Но законодательство РФ состоит не только из одного гражданского кодекса. Есть множество других кодексов, федеральных законов. А также, есть еще и региональные, местные нормативно-правовые акты.

Есть, к примеру, Лесной кодекс (ЛК РФ). И вот что там сказано:

Статья 16. Рубки лесных насаждений
1. Рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) являются процессы их спиливания, срубания, срезания.
2. Для заготовки древесины, если иное не установлено настоящим Кодексом, допускается осуществление рубок:
3. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Согласно ст. 3 ЛК РФ, лесной кодекс регулирует лесные отношения. Ст. 5 ЛК РФ называется «Понятие леса»: это экологическая система и природный ресурс. Не будем останавливаться на том, что данная статья никоим образом не раскрывает суть понятия «лес». В самом деле, скажем, озеро – это тоже экологическая система и природный ресурс. Впрочем, многим тем, кто живет в РФ, подобные «нюансы» законодательства знакомы. Когда, вроде бы, есть правовая норма, но она АБСОЛЮТНО ничего раскрывает. Потому, что придумана наспех, по недомыслию. Или же, напротив, специально для того, чтобы больше было судебных заседаний, прений и толкований (в том числе и неверных).

Как следует из преамбулы ЛК РФ, лесные отношения регулируются с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение. Очевидно, что это не юридическое, а биологическое представление о лесе. К тому же, эта совокупность регулируется не только лесным, но еще и иными отраслями законодательств.

Что же, знакомо. Но, пойдем дальше.

В ст. 6 ЛК РФ устанавливается, что леса могут располагаться на землях лесного фонда и землях иных категорий. Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ), существуют, в частности, земли лесного фонда, земли сельскохозяйственного назначения, а также земли населенных пунктов. А это означает, данная статья допускает возможность нахождения лесов на земельных участках ИЖС, входящих в состав населенных пунктов.

Согласно ст. 8 ЛК РФ, формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством, в частности, на основе ст. 15 ЗК РФ «Собственность на землю граждан и юридических лиц». Тем самым, лес, растущий на участке ИЖС, является частной собственностью и принадлежит собственнику этого участка.

Согласно ст. 6 ЛК РФ, использование лесов производится в соответствии с целевым назначением земельного участка, на котором они располагаются. Стало быть, использование леса (деревьев), расположенных на участке ИЖС, должно осуществляться в соответствии назначением этого участка, т.е. для ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Можно ли, к примеру, использовать дерево, растущее на таком участке, для строительства индивидуального жилого дома? Судя по букве ст. 6 ЛК РФ, вроде бы, можно.

Но, пойдем далее. Ст. 7 ЛК РФ определяет, что такое лесной участок. Лесной участок должен иметь площадь, границы, реестровый номер. Это такой земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. 67, 69 и 92 ЛК РФ. Резонный вопрос: может ли лесной участок располагаться на земельном участке ИЖС?

В свою очередь, ст. 67 ЛК РФ устанавливает общие положения о проведении лесоустройства, которое проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ. Однако, в ст. 23 нет оговорки про земли, отведенные под ИЖС. В этой связи в ней упоминаются разве что земли населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Однако, в соответствии со ст. 8 ЛК РФ, ст. 15 ЗК РФ деревья, растущие на участке ИЖС, не являются городским лесом (тем более, если такой участок расположен за городом, ибо загородный лес не является городским). Следовательно, лесоустройство на землях ИЖС лесным кодексом не регламентируется.

То же касается и ст. 69, 92 ЛК РФ. Там тоже отсутствуют признаки, по которым деревья, находящиеся на участке ИЖС, можно было бы характеризовать как находящиеся на лесном участке.

Итак, ЛК РФ не содержит оснований считать часть участка ИЖС с растущими на ней деревьями в качестве лесного участка. Так как участок ИЖС не подпадает под «иные категории земель» (в порядке ст. 6 ЛК РФ) и не может считаться в части или полностью лесным участком. Лесным фондом он тем более не является.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 6 ЛК РФ, на землях ИЖС может располагаться лес.

В соответствии со ст. 10 ЛК РФ, леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 – 109 ЛК РФ. Тем самым, лес, расположенный на землях ИЖС, может быть отнесен (только) к защитному лесу. Однако, в ст. 102-109 ЛК РФ отсутствует категория защитных лесов, которая соответствовала бы землям ИЖС. Тем самым, имеется возможность отнесения леса, произрастающего на участке ИЖС, к защитному, но конкретная категория, к которой можно было бы отнести такой лес, отсутствует.

Имеют ли право собственники участка в СНТ спилить дерево на территории?

Имеют ли право собственники участка в СНТ спилить дерево на территории?

Отвечает юрист Юрий Волохов:

Раньше, в период действия Лесного кодекса РФ 1997 года, ответ на подобный вопрос был такой: если береза была посажена раньше, до того как вы стали собственниками садового участка, то спилить ее без разрешения было нельзя. А если березу посадили вы сами (или она выросла естественным образом) после передачи участка в вашу собственность, то и береза является вашей собственностью, и вы вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею по своему усмотрению. Такие правила содержались в статье 20 тогдашнего Лесного кодекса.

В 2006 году был принят Лесной кодекс в новой редакции, в котором упомянутых положений уже не оказалось. Поэтому опираться надо на другие нормы законодательства. Обратимся, например, к Земельному кодексу (ЗК) РФ. В статье 40 перечисляются права собственников на использование своих земельных участков.

Так, в соответствии с пунктом 1 этой статьи собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
А согласно пункту 2 статьи 40 ЗК собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

Как видим, объем полномочий собственника земельного участка достаточно обширен.

Высокая береза, растущая с южной стороны, может затенять сельскохозяйственные культуры. Вообще, садоводы нередко вынуждены освобождать свои участки от растущих на них деревьев. Такие работы означают расчистку земель от древесно-кустарниковой растительности и относятся к культуртехническим работам (подпункт 3 пункта 1 статьи 40 ЗК). Поэтому полагаю, что вы вправе спилить или срубить березу, не испрашивая на это разрешения ни правления вашего садоводческого объединения, ни местной администрации. Соответственно, вопрос об оплате тоже отпадает. Спиленную березу вы имеете право использовать для своих нужд: например, пустить на дрова.

Можно ли без разрешения спилить дерево во дворе многоквартирного дома

Если во дворе или за окном вашей квартиры растет засохшее или просто мешающее вам дерево (например, оно может загораживать вам свет солнца), просто так спилить его самостоятельно или наняв каких-то работников нельзя. За самовольный спил деревьев во дворе жилого многоквартирного дома предусмотрен штраф. К тому же при самостоятельном спиле дерева оно может упасть на чью-то машину или случайного прохожего, тогда ответственность будет гораздо жестче.

В письменном заявлении на имя руководителя этой организации надо указать необходимость удаления дерева: оно заслоняет солнечный свет, что способствует появлению сырости в квартире, либо дерево находится ближе чем 5 метров от стены дома (что не допускается согласно СНиП), или если дерево является аварийным (например после урагана) и может упасть.

Если управляющая компания согласится с вашим заявлением, она обращается в местную Администрацию, где ей выдают разрешение на спил — порубочный билет, в котором будет указано количество деревьев, которые нужно спилить, их вид и размер ствола, высота, причины для вырубки.

Если ваша обслуживающая организация отказывается удовлетворить ваше заявление о спиле дерева, пишите в местную Администрацию на имя Главы или Руководителя города.

Как по закону спилить дерево на своем участке

Чтобы не нарушая закон спилить дерево на своем участке (будь то в СНТ или ОНТ) в большинстве случаев (есть исключения, см. ниже) необходимо получить разрешение на вырубку зеленых насаждений у местных властей муниципалитета, которое называется порубочный билет.

Но почему? Неужели собственник не может распоряжаться по своему усмотрению находящимся на его участке имуществом, в том числе деревьями?

Плодовые деревья и кустарники на своем садовом участке как правило можно пилить без предварительных разрешений

Кто выдает порубочный билет (разрешение на вырубку)

Во-первых, согласно нормам федерального законодательства, отношения между органами исполнительной власти, юридическими лицами и гражданами по вопросам сохранения и восстановления зеленых насаждений могут регулироваться законами субъектов Российской Федерации — с соблюдением полномочий органов местного самоуправления.

Во-вторых, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах населенных пунктах поселения и в границах муниципального образования, отнесена к вопросам местного значения (пункт 19 части 1 статьи 14) муниципалитета (пункт 25 части 1 статьи 16).

Что касается выдачи порубочных билетов, то, будучи составной частью процесса организации благоустройства и озеленения территорий, она относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Проведение вырубки, в том числе погибших и поврежденных деревьев в зеленых насаждениях городов и поселков регулируется местными правилами содержания, охраны и использования таких насаждений (правилами благоустройства либо положением о правилах вырубки зеленых насаждений).

Таким образом, чтобы узнать, можно ли точно в вашей местности вырубить деревья без разрешения (порубочного билета), необходимо ознакомиться в местной администрации вашего поселка (городского округа и т.п.), а также в правлении вашего СНТ (ОНТ) с соответствующими правилами благоустройства или правилами вырубки зеленых насаждений.

Закон гласит, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с федеральным законом 131-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

На органы местного самоуправления возложена ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац шестой статьи 3 указанного федерального закона).

спилить, дерево, территория

Как мы уже выяснили, к вопросам местного значения муниципалитетов относятся утверждение правил благоустройства территории поселка или города, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства.

Многие считают, что права землевладельца беспрекословно распоряжаться земельным участком (в том числе вырубать деревья) четко прописаны в Земельном кодексе. Однако это не совсем так. Надо отметить, что вопросы использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением, определение их правового режима, выбор вида разрешенного использования и его определение нормы Земельного кодекса не регулируют.

При этом в силу статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации, а вот к отношениям по охране окружающей среды применяется законодательство об охране окружающей среды (а не Земельный кодекс, за одним исключением, но об этом ниже), специальные федеральные законы, и к земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Кстати имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено, в частности, законодательством об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 года N 1261-О-О, выдача порубочных билетов как составная часть процесса организации благоустройства и озеленения территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Порубочный билет— это специальное разрешение, выдаваемое в установленном порядке на специальном бланке, на основании которого допускается производить вырубку деревьев и кустарников. В разных регионах порядок получения порубочного билета отличается, так как регулируется местными нормативными актами.

Получение разрешения на вырубку на примере г. Москвы

В разных субъектах страны и муниципальных образованиях порядок получения разрешения на вырубку различный. Например, в г. Москве порядок вырубки зеленых насаждений, а также формы порубочных билетов устанавливаются нормативно-правовыми актами г. Москвы (ст. 3 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17).

На территории города Москвы вырубка деревьев и кустарников производится лишь на основании специального разрешения (порубочного билета), выдаваемого на бланке, имеющем степень защиты, в порядке, установленном Правительством Москвы (ст. 3 Закона г. Москвы от 05.05.1999 N 17 «О защите зеленых насаждений»).

Выдача разрешений на право вырубки зеленых насаждений включена в Перечень типовых государственных и муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, государственными учреждениями субъектов РФ и муниципальными учреждениями, а также органами местного самоуправления, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 18.09.2019 N 2113-р (п. 197).

На основании п. 8.1.1 Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 10.09.2002 N 743-ПП, выдача порубочных билетов производится Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города (за исключением выдачи порубочных билетов при ликвидации аварийных и иных чрезвычайных ситуаций, в том числе на подземных коммуникациях и капитальных инженерных сооружениях).

Согласно п. п. 2.4.1.1, 2.5.1 Административного регламента предоставления государственной услуги «Оформление порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений и закрытие порубочного билета» в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 26.05.2016 N 290-ПП (далее — Регламент получения порубочного билета), в качестве заявителей на получение государственной услуги могут выступать правообладатели земельного участка (балансодержатели территории) (юридические и физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей).

Для получения порубочного билета в г. Москве необходимо представить следующие документы:

  • запрос (заявление) на предоставление государственной услуги.
  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • документы, подтверждающие наличие имущественных прав на земельный участок или документ, подтверждающий право использования земельного участка;
  • перечетная ведомость зеленых насаждений, подлежащих вырубке и (или) обрезке, заверенная подписью и печатью правообладателя территории, по форме, установленной Постановлением Правительства Москвы от 04.10.2005 N 770-ПП «О Методических рекомендациях по составлению дендрологических планов и перечетных ведомостей»;
  • план территории с точным указанием местоположения вырубаемых и подлежащих обрезке зеленых насаждений (деревьев и кустарников), заверенный подписью и печатью правообладателя территории, в масштабе М 1:500;
  • план территории в масштабе М 1:500 с точным указанием мест посадки деревьев и кустарников с ассортиментной ведомостью высаживаемых зеленых насаждений (в случае, если предусмотрена посадка деревьев и кустарников взамен вырубаемых);
  • документ, подтверждающий согласие правообладателя земельного участка на проведение работ в случае наличия двух и более правообладателей земельного участка
  • Согласно п. 2.7.1.1 Регламента получения порубочного билета общий срок выдачи разрешения на вырубку не может превышать 28 рабочих дней.
    На основании п. п. 2.11.1.1, 2.11.2.1, 2.11.2.2 Регламента получения порубочного билета результатом предоставления государственной услуги (при отсутствии оснований для отказа в ее предоставлении) является порубочный билет на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений, который выдается заявителю (представителю заявителя) лично в форме документа на бумажном носителе вне зависимости от формы подачи заявления.
    Предоставление государственной услуги осуществляется бесплатно (п. 2.12 Регламента получения порубочного билета).

Что говорит закон о полномочиях по вырубке деревьев

Давайте посмотрим. Согласно пункту 3 статьи 261 и пункту 3 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. А это означает, что самовольный спил деревьев на вашем участке трактуется местной администрацией как ущерб, нанесенный вами окружающей среде.

Таким образом, право распоряжения принадлежащим на праве собственности имуществом (в том числе деревьями) не является абсолютным и поставлено в зависимость от задачи сохранения природы и окружающей среды, а также обеспечения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, поддержание качества окружающей среды, благоприятной для здоровья людей и функционирования экологических систем. Что банально означает, что определенные виды деревьев (за исключением плодовых деревьев и кустарников) нельзя срубить без разрешения на своей земле, даже если вы их когда-то сажали сами, так как по мнению законодателя, это наносит определенный вред природе.

Согласно статье 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», любое негативное воздействие на окружающую среду является платным. За невыполнение некоторых норм (в том числе и вырубку) можно получить не только штраф или иск о возмещении вреда, но и попасть под административное или уголовное наказание (глава 16 данного закона). Не надо сразу пугаться, но за большой объем незаконной вырубки деревьев предусмотрены не только большие административные штрафы, но и уголовная ответственность. Конечно за одно-два спиленных дерева на своем участке к уголовной ответственности никого не привлекают.

С этим вроде понятно. Но почему разрешение на вырубку выдают именно органы местного самоуправления? Вот что говорит закон по этому поводу.

Когда можно спилить дерево без разрешения

Как уже упоминалось выше, как правило большая часть местных правил благоустройства (озеленения) и уставы СНТ (ОНТ) допускает самостоятельный спил собственником (или арендатором с согласия собственника) участка плодовых деревьев и кустарников. Но есть еще одна лазейка в законе, которой при желании можно осторожно воспользоваться.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ, собственник земельного участка имеет право проводить в соответствии с разрешенным использованием участка оросительные, осушительные, агролесомелиоративные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды (в том числе образованные водоподпорными сооружениями на водотоках) и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.

Если растущее дерево мешает вашим сельскохозяйственным культурам, а ваш земельный участок согласно выписке из ЕГРН (Единого государственного реестра недвижимости) относится к землям сельскохозяйственного назначения и разрешенное использование предполагает сельскохозяйственные работы, то вы имеете право спилить мешающее вам растить урожай дерево, ведь такие работы по спилу будут означать не незаконный спил, а всего лишь расчистку земель от древесно-кустарниковой растительности, что вполне себе относится к культуртехническим работам и не требует порубочного билета.

Поэтому, по нашему мнению, вы вправе в данных конкретных случаях спилить или срубить дерево, не испрашивая на это разрешения ни правления вашего садоводческого объединения, огороднического объединения, ни местной администрации, если вы считаете, что планируемый вами спил дерева подпадает под культуртехнические работы. Соответственно и платить за получение порубочного билета тоже не придется.

Однако все же лучше, как отмечалось выше, сначала заранее ознакомится с правилами благоустройства вашего муниципалитета и правилами вашего СНТ, во избежание ненужных конфликтов с местной властью.

Выводы

Таким образом, спил деревьев на своем участке регулируется местными нормами городов и поселков. В некоторых случаях, например при вырубке кустарников и плодовых деревьев, получение разрешения на вырубку не требуется. Всегда лучше заранее ознакомиться с действующими именно в вашей местности правилами благоустройства, которые регламентируют порядок спила деревьев и прочих зеленых насаждений собственниками земельных участков и на территориях общего пользования (например в СНТ).

Если разрешение на вырубку в вашем конкретном случае не требуется, то после обращения в местную администрацию вам будет дан письменный ответ об этом, который в случае претензий. например соседей или участкового полицейского, послужит подтверждением правомочности ваших действий по вырубке деревьев на вашем участке.

Если же порубочный билет в вашем случае окажется нужен, в местной администрации вам дадут список документов, которые нужно собрать для получения разрешения. Как правило, выдача порубочного билета является платной услугой, но не во всех городах и поселках, поэтому уточняйте вопрос оплаты на месте, в администрации населенного пункта по местонахождению вашего участка.

Когда нужно разрешение?

Один из множества примеров, в котором разрешение на вырубку получать необходимо: дерево растет не на территории собственника, а на прилегающей земле (принадлежащей лесному фонду, муниципалитету, или находящейся в федеральной собственности). При этом оно загораживает проезд на участок владельца или мешает по другой причине. Для выяснения возможности спила требуется провести межевание участка и пойти в местные органы самоуправления за разрешением.

Еще один пример: частное лицо приобретает территорию, которая уже засажена большим количеством деревьев. Но некоторую их часть собственник желает спилить освобождения места под строительство или огород. Такая ситуация очень распространена. Обращаться в местные органы самоуправления при этом обязательно для получения необходимых документов, разрешающих спил.

Ситуации, разрешающие вырубку леса

Осуществлять вырубку деревьев на участке разрешается в следующих случаях, регламентируемых федеральным законодательством:

  • если деревья падают самопроизвольно;
  • если территория оформлена под сельскохозяйственные нужды;
  • если территория оформлена под дачно-садоводческую деятельность или ИЖС, и при этом деревья, которые необходимо вырубить, находятся в собственности владельца участка (при полном отсутствии каких-либо запретов на действия с территорией).

Законы о вырубке

Свод законов, касающихся деревьев, действий с ними и прочими земельными ресурсами Российской Федерации называется Земельным законодательством (ЗК). В Земельном законодательстве подробно объяснено, какие действия с этими ресурсами запрещены, а какие – разрешены. Если собственник земли решит вырубить дерево у себя на участке в обход действующих законов – он может получить административную, или даже уголовную статью.

В Гражданском кодексе Российской Федерации (глава 17, статья 26) и в Земельном кодексе (пункт 2, часть 2, статья 40), говориться в частности, что владелец территории имеет право удалять деревья (как посаженные им, так и старые).

В статье 16 Лесного кодекса упоминается несколько исключительных ситуаций, когда спиливать деревья нельзя даже на частном земельном участке. Такой запрет касается только территорий лесного фонда, а не находящейся в юрисдикции города или поселка. В ст. 6 Лесного кодекса говорится, что лес может находится и на территориях, подпадающих под другие категории.

Всё это говорит о том, что спил деревьев на своей частной территории – дело, имеющее множество нюансов и подводных камней. Перед тем, как начать вырубку, стоит обратиться в органы местного самоуправления (сельский совет, городской совет), под чьей юрисдикцией находится определенный участок, и задать вопросы по поводу возможности вырубки. Есть вероятность, что для нее придется добиваться разрешения.

Можно ли вырубать деревья на собственном участке в СНТ?

Некоторые собственники загородных участков не знают, что вырубать деревья на своей территории без веской на то причины незаконно. Более того – это преступление, наносящее вред экологии. В статье мы разберемся, в каких случаях владелец участка имеет право рубить деревья на собственной территории, и какие документы потребуются для разрешения на вырубку.

Получение необходимых документов

В сельсовет (горсовет) населенного пункта рекомендуется обращаться в любом случае. Лучше перестраховаться, чем потом расплачиваться за незнание закона. Ведь есть вероятность пропустить важный нюанс в федеральных или местных законах.

Для того, чтобы получить документы, разрешающие спил деревьев на своём участке, следует написать заявление. Его форма свободна и ничем не регламентирована.

Несмотря на свободную форму обращения, всё же есть некоторые рекомендации по его составлению:

  • Имя собственника (ФИО), адрес и телефон необходимо вверху справа листа;
  • Затем нужно отступить, и ниже посередине написать заголовок «Заявление»;
  • В непосредственном обращении нужно указать конкретный адрес территории в собственности заявителя, спросить разрешение на спил дерева (или нескольких деревьев) и описать, почему это необходимо;
  • Дополнительно рекомендуется описать сами деревья (их размеры, схематично показать, где они конкретно находятся на территории участка).

После того, как орган рассмотрит обращение, будет принято решение разрешить вырубку (при условии отсутствия противоречий просьбы с действующим федеральным и местным законодательством) и выдан соответствующий документ (порубочный билет).

НТВП «Кедр. Консультант

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

Услуги

В СНТ между двумя участками на меже стоит почти высохший дуб. Владелец одного из участков просит правление СНТ убрать дерево, но правление настаивает, убрать (спилить) дерево должны владельцы соседних участков свой счет.

Вопрос

За чей счет положено убирать деревья, стоящее на меже

Ответ юриста

Исходя из анализа действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что спил дерева находящегося на общей меже должны производить собственники земельного участка самостоятельно (за свой счет), т.к. это обязанность владельцев соседних участков.

На основании п. 2 ст. 261 ГК РФ если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения.

Согласно ст. 40 Земельного кодекса собственники имеют права на использование своих земельных участков.

Так, в соответствии с пунктом 1 ст. 40 ЗК РФ статьи собственник земельного участка имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Спилил дерево заплатил штраф! 2019 HD

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуро-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством. А согласно пункту 2 статьи 40 ЗК собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с ч. 5. 6 ст. 14 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:

2) осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;

4) благоустройством земельных участков общего назначения;

Межа между двумя земельными участками, принадлежащих на праве собственности, иным лицам участком общего пользования не является.

Пункт 6.7 СП 53.13330.2011 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» указывает, что минимальным расстоянием до границы соседнего участка по санитарно-бытовым условиям должны быть от:

Вопрос, когда же нужно спиливать дерево, довольно распространён и вот некоторые из основных причин такой необходимости:

В тех случаях, когда земельные участки разделены забором или межой, собственники пользуются ими совместно. Деревья и кусты, растущие на меже земельных участков, и их плоды принадлежат соседям-собственникам в равных долях. Если растущие на меже кусты и деревья препятствуют использованию любого из земельных участков по назначению, каждый из собственников может требовать их устранения; возникающие в этой связи расходы оплачиваются каждым собственником в равных долях.

Консультация дана в ноябре 2018 г. в рамках Республиканского конкурса «Юрист-Профессионал 2018».

EVDIRAL.RU 2023 Все права защищены ©️