home Пилы Выжигать копать красить лепить пилить строгать

Выжигать копать красить лепить пилить строгать

Cтрогание древесины ручными рубанками. Planing wood with hand planes.

Загадки и пословицы о профессии картотека (подготовительная группа) на тему

Картотека загадок и пословиц о профессиях и труде взрослых

Предварительный просмотр:

Красит краской все вокруг.На окне рисует дождик, Значит, вырастет …

У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь,Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист,А еще – мольберт-треножник, Потому что я …

Я люблю купаться в краске. Совершенно без опаскиС головою окунаюсь, А потом, не вытираюсь,По бумажному листу Или тканному холстуВлево, вправо, вверх и вниз Я гуляю. Кто я?

Вот тебе помощник деревянный. Должен быть он острым постоянно.Контур, натюрморт, портрет, пейзаж Быстро нарисует…

Вот тебе помощник деревянный. Должен быть он острым постоянно.Контур, натюрморт, портрет, пейзаж Быстро нарисует…

Кто учит детей всех писать и читать, Природу любить, стариков уважать?

Он учит буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На всё смотреть и всё запоминать, И всё родное, родину любить.

С белым мелом и с указкой. Он проводит нам урок!И рассказывает классно Наш любимый …

В школе учит он детей. Строг, но все прощает.Помогает стать умней, Все он объясняет.

Он на мостике стоит И в бинокль морской глядит,Не страшит девятый вал — Крепко держит он штурвал.Он на судне — царь и пан. Кто же это? …

Кто скафандр надевает И на глубину ныряет?Кто в ботинках со свинцом Ходит там по дну пешком?

Как у гуся ласты На его ногах,Он, обычно, в маске Или же в очках,Сзади — два балона, В балонах — кислород,И, как-будто рыбка, Он в воде плывёт.

Он и повар, и моряк. звать его скажите как?Всё по-флотски, кашу, сок приготовит вкусно …

Саша гордо самолет, на веревочке везет.Он готовится к полетам, значит, вырастет …

Серебристая игла в небе ниточку вела.Кто же смелый нитью белойНебо сшил, да поспешил: хвост у нитки распушил?

Он вернулся из полёта, ведь летать – его работа.Всех, кто в воздухе, ребята, называют…

Вижу в небе самолет Как светящийся комочек,Управляет им пилот, по другому просто …

Сначала его в центрифуге крутили, а после в тяжёлый скафандр нарядили.Отправился он полетать среди звёзд. Я тоже хочу! Говорят, не дорос.

Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды?

У певицы есть соседи. Близнецы Денис и Федя.Воду варят вечерами, Значит будут …

Каждое его творенье. Просто сказка, объеденье, Мысли, творчества полет. Тот, кто пробовал, поймет.

Приготовит мама суп малышам из разных групп,Ловко вылепит котлеты и нарежет винегреты.И с такой умелой мамой я бываю сытый самый!

Он у плиты творит, как на крыльях он парит. Все бурлит вокруг него, кухня – кузница его.

Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней?

Педиатра ты не бойся, не волнуйся, успокойся,И, конечно же, не плачь, это просто детский …

Мы от простуды вновь страдаем, его мы на дом вызываем.Он выдаст нам больничный лист. а кто он как специалист?

Спрятан здесь вопрос такой: доктор с ниткой и иглойКак зовётся? Вспоминай и быстрей ответ давай.

Этот доктор удалит мне легко аппендицит.Скальпель – лучший его друг, кто же доктор тот?!

Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?В очках и при свете и то не суметь.А он между тем разглядел сквозь неёНе только меня, но и сердце моё.

На одном конце червяк, на другом – дурак

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

А сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.

Лётчик знает своё дело,В небе водит самолёт.Над землёй летит он смело,Совершая перелёт.

Дайте повару продукты:Мясо птицы, сухофрукты,Рис, картофель… И тогдаЖдёт вас вкусная еда

Рыбак-профессия морская.Выносливым быть должен он.Он средства лова рыбы знаетИ с навигацией знаком.

Мой отец – оленевод!В ясный день осеннийДаже издали найдётОн своих оленей.Знает множество примет,Посвист или слово,На тропе отыщет следВожака любого.Если в землю бьёт оленьОстрыми рогами,Значит, будет вьюжный день,Снег не за горами.Если фыркнет невзначай,Повернёт к овражку,Значит, поутру встречайНа пути упряжку.И развеет бег санейВсе твои печали, –Потому что мы друзейВ тундре повстречали!

Он формовщик,Он шлифовщик,Штукатур и облицовщик,Токарь,Каменщик,Столяр,Слесарь,Стропальщик,Маляр,Он шахтёрИ водолаз,И монтажник-верхолаз.Кто же он?Скажи короче.Ну, конечно же, –Рабочий!

(Стихотворная Азбука профессий Ирины Токмаковой)

Был на речке на ЧернильнойГород маленький, непыльный,С незапамятных временБукваринском звался он.Там, не ведая невзгод,Очень славный жил народ:буханкаосольный,Незлобивый,ДружныйИ трудолюбивый.

Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит (трактор).Бежит конь вороной, много тащит за собой (паровоз).Летит — гудит, а как сядет, замолчит (самолет).Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса).Зубасты, а не кусаются (грабли).В лесу родился, а дома хозяйничает (веник).Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой).Две стройные сестрицы в руках у мастерицыВесь день ныряли в петелькиИ вот он — шарф для Петеньки (спицы).Чтоб тебя я подвез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином,На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, побежит. (автомобиль).Что за чудо желтый дом! Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины И питается бензином (автобус).Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом.Где пройдет он, станет гладко, Будет новая площадка (бульдозер).На поляне шерстяной пляшет тонконожка,Из-под туфельки стальной выползает стежка (швейная машина).Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругомИ ребятам помогаю делать гору, строить дом (лопата).Я бываю выше дома и легко одной рукойПоднимаю груз огромный, Кто скажите я такой? (подъемный кран).Носом я рублю, колю, А затылком закаленным И стучу, и колочу (топор).Этот глаз — особый глаз, Быстро взглянет он на вас,И появится на свет самый точный ваш портрет (фотоаппарат).

Я одноухая старуха, я прыгаю по полотнуИ нитку длинную из уха как паутину я тяну. (Игла)

Принялась она за дело, завизжала и запела.Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

Сам худ. голова с пуд. На работу вышел. каждый услышал. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)

Огородник тот с длинным носом живет.Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)

Зубы имеют, а зубной боли не знают (Грабли)

По деревянной речке плывет кораблик новый,свивается в колечки дымок его сосновый. (Рубанок)

В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. (Наперсток)

Пословицы, поговорки об инструментах и орудиях труда.

Острым топором камня не перерубишь, лишь топор иступишь.

Портной без штанов, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

У семи дворов один топор, да и тот без топорища.

Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает.

Без топора – не плотник, без иглы – не портной.

Мастерство тому дается, кто весь делу отдается.

У кого есть сноровка, тот работает ловко.

Папа дал мне молотокИ сказал: «Давай, сынок,Вместе сделаем забор,Приведем в порядок двор.Буду я пилить, строгать,Ты – дощечки прибивать».Дружно взялись мы за дело,И работа закипела. Н. Ковалева

Рядом с папой я кружусь.Знаю – папе пригожусь.Папа пилит – я стою.Он строгает – я пою.Прибивает –Я гляжу, Гвоздик Тоненький держу. В. Левановский

У меня есть лейка. Ой, какая лейка!Видели вы лейку новую мою?Как луна сияет…Если будет сухо,Я ее наполню и цветы полью.Лейка-молодец. Лей-ка, лей-ка,Воды не жалей-ка! Если очень жарко,Мне воды не жалко: Пей, Морковка, Репка, пей,Помидор иЛук-порей, и зелёный Огурец Ай да Лейка, Молодец! В. Ланцетти

Зимой у лопаты. Не было дела,От грусти она заржавела.Весной огородОна стала копать и заблестела опять. Р. Сеф

Лучше дела не найти Для меня без молоткаЖизнь была бы несладка.Без рубанка и пилыДни бы стали немилы.Так и лезли бы с утраСкука и зевотаБез клещей, без топора,Без коловорота.Хорошо, что в мастерскойВсе, что надо, под рукой.Строгай, теши –От всей души!Сверли, колоти –Лучше дела не найти! А. Шибаев

У сарая слышен стук –Забивает гвозди внук.Чтобы выйти в мастера,Он старается с утра.Промахнулся – бух по пальцу!Плакать хочется страдальцу.Но какой от плача толк,Если спрячут молоток? Н. Городецкая

Тук, тук, Молоток,Забей гвоздиков пяток.Тук, тук, Тук, тук, тук,И в подметку, И в каблук. В. Лившиц

Вышивает, шьет иголка,Пальцу больно, Пальцу колко.А наперсток в тот же мигК девочке на пальчикПрыг!Говорит иголке:- Шей,А колоться ты не смей! М. Кульская

Что слепить

Перед началом урока каждый родитель задумывается над тем, что можно сделать из пластилина. Немного пофантазируйте, вообразите себя ребенком, подумайте, что больше всего заинтересует вашего сыночка или дочку. Детские поделки могут подразумевать использование множества дополнительных материалов, к которым относят: цветы, листочки, желуди, шишки, а также каштаны.

Не менее важно выбрать качественный пластилин, например, Hey Clay Залипаки. Он отличается от обычного тем, что не липнет к рукам и мебели, гораздо ярче и легче лепится. Через 24 часа застывает и становится игрушкой. В комплекте бесплатное приложение для пошагового обучения лепке.

Идеи того, что можно слепить из пластилина:

  • Животные и птицы. Интересные и забавные ежики, зайчики, черепашки вызовут восторг у карапуза. К тому же, такие поделки из пластилина для детей изготавливаются очень быстро и просто.
  • Тематические фигурки. Несомненно, для каждого малыша Новый год является особенным, долгожданным событием, ведь он ассоциируется с игрушками и разнообразными подарками. Простые поделки из пластилина в виде елочной игрушки, снеговика и, собственно, самой елочки поднимут настроение в преддверии праздника.
  • Цветы. Завораживающие композиции, сделанные с ребенком, будут выглядеть будто живые. В зависимости от возраста крохи можно изготавливать цветы как с минимальным количеством деталей, так и более сложные объемные композиции.
  • Деревья. Освоив легкие поделки из пластилина, можно перейти к более сложным фигуркам. Конечно же, самостоятельно слепить дерево малыш не сможет, потребуется помощь взрослого. Но проделав несколько шагов в создании поделки, ребенок сможет с легкостью завершить начатое дело.
  • Овощи фрукты, конфеты. Даже начинающие мастера смогут освоить процесс создания миниатюр любимых лакомств. Подберите необходимые цвета пластилина, затем можно смело приступать к творчеству.

Неправда ли, забавно и интересно делать поделки из пластилина своими руками? Приступим к этому увлекательному занятию прямо сейчас. Приготовьте пластилин, стеку, картон и некоторые подручные материалы и можно начинать работу. Мы научим вас как слепить из цветного пластилина самые разнообразные поделки, такое занятие для малышей будет занимательным, вызовет массу позитивных эмоций. Ну что, к делу?

Небольшой лесной зверек с колючками очутится прямо на вашем столе. Смастерить милого грызуна сможет даже маленький ребенок. Лепка из пластилина для детей – невероятно увлекательная забава.

  • Подготовьте необходимые для работы материалы. Из основы коричневого цвета слепите небольшой шарик.
  • Теперь потребуется немного вытянуть полученную заготовку, шарик должен превратиться в фигурку каплеобразной формы.
  • Далее лепим из пластилина с детьми носик, глазки для ежика. Прикрепите все к туловищу.
  • На поверхности вылепленной фигурки потребуется разместить семечки заостренной частью кверху. Крепите «иголки» таким же образом, как показано на фото.
  • Когда пустые места на туловище лесного зверька заполнены семечками, разместите фигурку из пластилина на картоне. Все готово!

Занимательные уроки по лепке фигурок из пластилина

Для малышей дошкольного возраста можно придумать множество занимательных занятий, особое место среди них занимает лепка из пластилина.Благодаря такому виду творчества родителям удастся привить собственному чаду любовь к творчеству, развить фантазию, воображение, а также мелкую моторику. Кроме этого, изготавливая фигурки из пластилина, малыш учится быть самостоятельным.

Котенок с сердцем

На день Св. Валентина можно дарить не только валентинки, но и оригинальные поделки. Рекомендуем вам изготовить котенка из пластилина поэтапно по представленной фото-инструкции.

  • Из основы голубого цвета слепите туловище в виде сердца, хвост, ушки.
  • Соедините эти детали, сверху прилепите полоски более светлого оттенка, создавая «кошачий» окрас.
  • Изготовьте мордочку, глаза и нос, как показано на фото.
  • Детализируйте мордочку животного, используя стеку.
  • Осталось только прикрепить лапки, сердце из основы красного цвета.
  • Праздничная поделка полностью готова.

Черепашка

Сделайте с ребенком маленькую пластилиновую поделку, с пошаговыми инструкциями вы очень быстро освоите весь процесс изготовления. Забавная черепашка дополнит вашу коллекцию поделок.

МАСТЕРСТВО / ВЫЖИГАНИЕ КАРТИНЫ ПО ДЕРЕВУ / ТАЙМЛАПС / КАРП ОХОТИТСЯ НА НИМФУ

  • Подготовьте несколько кружков различного размера, используя основу коричневого и зеленого цвета.
  • Из кружка коричневого цвета сформируйте «панцирь» для нашей черепашки.
  • Расплюсните маленькие кружочки из коричневой основы и прикрепите их к «панцирю», формируя характерный для этого животного окрас.
  • Вылепите из основы зеленого цвета лапки, голову, прикрепите к подготовленному туловищу.
  • На мордочке сделайте углубления, где будут размещаться глаза, нарисуйте носик, ротик.
  • Потом прикрепите и глазки.

Гвоздик

Рядом с папой я кружусь.Знаю – папе пригожусь.Папа пилит – я стою.Он строгает – я пою.Прибивает –Я гляжу, Гвоздик Тоненький держу. В. Левановский

Загадки про орудия труда.

Конь стальной, овса не просит, а пашет и косит (трактор).Бежит конь вороной, много тащит за собой (паровоз).Летит — гудит, а как сядет, замолчит (самолет).Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса).Зубасты, а не кусаются (грабли).В лесу родился, а дома хозяйничает (веник).Конь стальной, хвост льняной (иголка с ниткой).Две стройные сестрицы в руках у мастерицыВесь день ныряли в петелькиИ вот он — шарф для Петеньки (спицы).Чтоб тебя я подвез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином,На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, побежит. (автомобиль).Что за чудо желтый дом! Ребятишек много в нем! Носит обувь из резины И питается бензином (автобус).Там, где строят новый дом, ходит воин со щитом.Где пройдет он, станет гладко, Будет новая площадка (бульдозер).На поляне шерстяной пляшет тонконожка,Из-под туфельки стальной выползает стежка (швейная машина).Рядом с дворником шагаю, разгребаю снег кругомИ ребятам помогаю делать гору, строить дом (лопата).Я бываю выше дома и легко одной рукойПоднимаю груз огромный, Кто скажите я такой? (подъемный кран).Носом я рублю, колю, А затылком закаленным И стучу, и колочу (топор).Этот глаз — особый глаз, Быстро взглянет он на вас,И появится на свет самый точный ваш портрет (фотоаппарат).

Я одноухая старуха, я прыгаю по полотнуИ нитку длинную из уха как паутину я тяну. (Игла)

Принялась она за дело, завизжала и запела.Ела, ела, дуб, дуб, поломала зуб, зуб. (Пила)

Сам худ. голова с пуд. На работу вышел. каждый услышал. (Молоток)

Бьют Ермилку по затылку, он не плачет, только носик прячет. (Гвоздь)

Огородник тот с длинным носом живет.Где носом качнет, там вода потечет. (Лейка)

Зубы имеют, а зубной боли не знают (Грабли)

По деревянной речке плывет кораблик новый,свивается в колечки дымок его сосновый. (Рубанок)

В лесу родился, а дома хозяйничает. (Веник)

Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

У дядюшки у Никона вся лысина истыкана. (Наперсток)

Пословицы, поговорки об инструментах и орудиях труда.

Острым топором камня не перерубишь, лишь топор иступишь.

Портной без штанов, сапожник без сапог, а плотник без дверей.

У семи дворов один топор, да и тот без топорища.

Совесть с молоточком: и постукивает, и послушивает.

Без топора – не плотник, без иглы – не портной.

Мастерство тому дается, кто весь делу отдается.

Выжигание-тени, школьным выжигателем.#1

У кого есть сноровка, тот работает ловко.

Вместе с папой

Папа дал мне молотокИ сказал: «Давай, сынок,Вместе сделаем забор,Приведем в порядок двор.Буду я пилить, строгать,Ты – дощечки прибивать».Дружно взялись мы за дело,И работа закипела. Н. Ковалева

Картотека пословиц, поговорок, загадок по темам «Профессии», «Инструменты» для старшего дошкольного возраста картотека по окружающему миру (старшая группа) на тему

Приложение к проведению НОД по лексическим темам «Профессии», «Инструменты»

Лейка

У меня есть лейка. Ой, какая лейка!Видели вы лейку новую мою?Как луна сияет…Если будет сухо,Я ее наполню и цветы полью.Лейка-молодец. Лей-ка, лей-ка,Воды не жалей-ка! Если очень жарко,Мне воды не жалко: Пей, Морковка, Репка, пей,Помидор иЛук-порей, и зелёный Огурец Ай да Лейка, Молодец! В. Ланцетти

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖЕДИНЕ

Красит краской все вокруг.На окне рисует дождик, Значит, вырастет …

У меня есть карандаш, Разноцветная гуашь,Акварель, палитра, кисть И бумаги плотный лист,А еще – мольберт-треножник, Потому что я …

Я люблю купаться в краске. Совершенно без опаскиС головою окунаюсь, А потом, не вытираюсь,По бумажному листу Или тканному холстуВлево, вправо, вверх и вниз Я гуляю. Кто я?

Вот тебе помощник деревянный. Должен быть он острым постоянно.Контур, натюрморт, портрет, пейзаж Быстро нарисует…

Вот тебе помощник деревянный. Должен быть он острым постоянно.Контур, натюрморт, портрет, пейзаж Быстро нарисует…

Кто учит детей всех писать и читать, Природу любить, стариков уважать?

Он учит буквы складывать, считать, Цветы растить и бабочек ловить, На всё смотреть и всё запоминать, И всё родное, родину любить.

С белым мелом и с указкой. Он проводит нам урок!И рассказывает классно Наш любимый …

В школе учит он детей. Строг, но все прощает.Помогает стать умней, Все он объясняет.

Он на мостике стоит И в бинокль морской глядит,Не страшит девятый вал — Крепко держит он штурвал.Он на судне — царь и пан. Кто же это? …

Кто скафандр надевает И на глубину ныряет?Кто в ботинках со свинцом Ходит там по дну пешком?

Как у гуся ласты На его ногах,Он, обычно, в маске Или же в очках,Сзади — два балона, В балонах — кислород,И, как-будто рыбка, Он в воде плывёт.

Он и повар, и моряк. звать его скажите как?Всё по-флотски, кашу, сок приготовит вкусно …

Саша гордо самолет, на веревочке везет.Он готовится к полетам, значит, вырастет …

Серебристая игла в небе ниточку вела.Кто же смелый нитью белойНебо сшил, да поспешил: хвост у нитки распушил?

Он вернулся из полёта, ведь летать – его работа.Всех, кто в воздухе, ребята, называют…

выжигать, копать, лепить, пилить, строгать

Вижу в небе самолет Как светящийся комочек,Управляет им пилот, по другому просто …

Сначала его в центрифуге крутили, а после в тяжёлый скафандр нарядили.Отправился он полетать среди звёзд. Я тоже хочу! Говорят, не дорос.

Скажи, кто так вкусно Готовит щи капустные, Пахучие котлеты, Салаты, винегреты, Все завтраки, обеды?

У певицы есть соседи. Близнецы Денис и Федя.Воду варят вечерами, Значит будут …

Каждое его творенье. Просто сказка, объеденье, Мысли, творчества полет. Тот, кто пробовал, поймет.

Приготовит мама суп малышам из разных групп,Ловко вылепит котлеты и нарежет винегреты.И с такой умелой мамой я бываю сытый самый!

выжигать, копать, лепить, пилить, строгать

Он у плиты творит, как на крыльях он парит. Все бурлит вокруг него, кухня – кузница его.

Кто в дни болезней всех полезней и лечит нас от всех болезней?

Педиатра ты не бойся, не волнуйся, успокойся,И, конечно же, не плачь, это просто детский …

Мы от простуды вновь страдаем, его мы на дом вызываем.Он выдаст нам больничный лист. а кто он как специалист?

Спрятан здесь вопрос такой: доктор с ниткой и иглойКак зовётся? Вспоминай и быстрей ответ давай.

Этот доктор удалит мне легко аппендицит.Скальпель – лучший его друг, кто же доктор тот?!

Скажите, как можно сквозь стенку смотреть?В очках и при свете и то не суметь.А он между тем разглядел сквозь неёНе только меня, но и сердце моё.

На одном конце червяк, на другом – дурак

Клади картошку в окрошку, а любовь в дело.

С охотой можно и в камень гвоздь забить.

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

А сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Сколько ни говорить, а с разговору сыт не будешь.

Лётчик знает своё дело,В небе водит самолёт.Над землёй летит он смело,Совершая перелёт.

Дайте повару продукты:Мясо птицы, сухофрукты,Рис, картофель… И тогдаЖдёт вас вкусная еда

Рыбак-профессия морская.Выносливым быть должен он.Он средства лова рыбы знаетИ с навигацией знаком.

Мой отец – оленевод!В ясный день осеннийДаже издали найдётОн своих оленей.Знает множество примет,Посвист или слово,На тропе отыщет следВожака любого.Если в землю бьёт оленьОстрыми рогами,Значит, будет вьюжный день,Снег не за горами.Если фыркнет невзначай,Повернёт к овражку,Значит, поутру встречайНа пути упряжку.И развеет бег санейВсе твои печали, –Потому что мы друзейВ тундре повстречали!

Он формовщик,Он шлифовщик,Штукатур и облицовщик,Токарь,Каменщик,Столяр,Слесарь,Стропальщик,Маляр,Он шахтёрИ водолаз,И монтажник-верхолаз.Кто же он?Скажи короче.Ну, конечно же, –Рабочий!

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Агорен Айнур

Статья посвящена исследованию лексико-семантической группы русских глаголов. называющих трудовую деятельность. Материалом для исследования послужила выборка глаголов из толковых словарей Л.Г. Бабенко (1999, 2007). Были выявлены тематические группы глаголов со значениями интеллектуального и физического труда. Глаголы с семантикой «интеллектуальный труд» делятся на две группы: глаголы. обозначающие творческий индивидуальный труд, и глаголы. обозначающие организационную работу. Глаголы. которые описывают физический труд, делятся на четыре группы: глаголы. обозначающие тяжелый физический труд, виды ручной работы (художественные ремесла и рукоделия), виды конструкторских и архитектурных работ, а также виды садово-полевых работ. В статье делается вывод, что глаголы. обозначающие трудовую деятельность. в русском языке весьма многочисленны и разнообразны по своей семантике.

LEXICAL AND SEMANTIC GROUP OF VERBS DEDICATED TO LABOR ACTIVITY

The article deals with the study of the lexical and semantic group of verbs dedicated to labor activity. The material for the study was the number of verbs chosen from L.G. Babenko’s explanatory dictionaries (1999, 2007). During the scientific research, thematic groups of verbs with the meanings of intellectual and physical labor were identified. Verbs with semantics “intellectual work” are divided into two groups: verbs denoting creative individual labor, and verbs denoting organizational work. The verbs that describe physical labor are divided into four groups: verbs denoting hard physical labor, types of manual work (art crafts and needlework), types of design and architectural works, and also types of garden-field work. The article emphasizes, that in the Russian language verbs denoting work activity are very numerous, various and quite frequent in use.

Текст научной работы на тему «ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ГЛАГОЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ГРУППА ГЛАГОЛОВ, НАЗЫВАЮЩИХ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация. Статья посвящена исследованию лексико-семантиче-ской группы русских глаголов, называющих трудовую деятельность. Материалом для исследования послужила выборка глаголов из толковых словарей Л.Г. Бабенко (1999, 2007). Были выявлены тематические группы глаголов со значениями интеллектуального и физического труда. Глаголы с семантикой «интеллектуальный труд» делятся на две группы: глаголы, обозначающие творческий индивидуальный труд, и глаголы, обозначающие организационную работу. Глаголы, которые описывают физический труд, делятся на четыре группы: глаголы, обозначающие тяжелый физический труд, виды ручной работы (художественные ремесла и рукоделия), виды конструкторских и архитектурных работ, а также виды садово-поле-вых работ. В статье делается вывод, что глаголы, обозначающие трудовую деятельность, в русском языке весьма многочисленны и разнообразны по своей семантике.

Ключевые слова: Русский язык, лексико-семантическая группа, глагол, трудовая деятельность, семантика.

Abstract. The article deals with the study of the lexical and semantic group of verbs dedicated to labor activity. The material for the study was the number of verbs chosen from L.G. Babenko’s explanatory dictionaries (1999, 2007). During the scientific research, thematic groups of verbs with the meanings of intellectual and physical labor were identified. Verbs with semantics «intellectual work» are divided into two groups: verbs denoting creative individual labor, and verbs denoting organizational work. The verbs

LEXICAL AND SEMANTIC GROUP OF VERBS DEDICATED TO LABOR ACTIVITY

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

that describe physical labor are divided into four groups: verbs denoting hard physical labor, types of manual work (art crafts and needlework), types of design and architectural works, and also types of garden-field work. The article emphasizes, that in the Russian language verbs denoting work activity are very numerous, various and quite frequent in use.

Keywords: Russian language, lexical and semantic group, verb, labor activity, semantics.

Лексика — целостный, но в то же время многосторонний объект, проявляющийся в форме таких лексических объединений, как поле, ЛСГ. По мнению Л.М. Васильева, «термином лексико-семантическая группа можно обозначить любой семантический класс слов (лексем), объединенных хотя бы одной обшей лексической парадигматической семой или хотя бы одним общим семантическим множителем» [1, с. 180].

По определению Ф.П. Филина, «это объединение слов одной части речи с общим основным компонентом значения. ЛСГ выделяются внутри семантических полей, например, в ЛСГ «температурные прилагательные» входят лексемы теплый, холодный, ледяной, горячий, прохладный, жгучий и т. п.» [2]. Также, например, ЛСГ слов с общим значением граду-альности образуют функционально-семантическую категорию градуаль-ности [3]. Таким образом, мы можем определить лексико-семантическую группу как некую совокупность слов, принадлежащих к одной и той же части речи, с общим основным компонентом значения.

Довольно систематическое изучение глагольных лексико-семантиче-ских групп отмечается в русском языкознании уже в 60-е годы прошлого столетия, но изучение данных ЛСГ

не потеряло своей актуальности до сих пор. У различных ученых объекты исследования различны: у одних групп ученых это отдельные группы глаголов, тогда как другие сосредотачивают свои усилия на изучении проблемы взаимодействия лексико-се-мантических групп глаголов между собой, а также их пересечения. Среди наиболее значимых работ по изучению ЛСГ необходимо назвать труды Н.М. Шанского [4] (совместно с В.В. Ивановым) и Д.Н. Шмелева [5].

Предлагаемая статья посвящена описанию лексико-семантической группы глаголов, называющих трудовую деятельность. С точки зрения А.Н. Леонтьева, «. деятельность — это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие» [6, с. 65]. Постараемся показать, каким образом глаголы трудовой деятельности подразделяются на различные группы. Мы можем рассматривать пространство взаимосвязанных лексических единиц как единую лексическую систему. Слова соединяются в разные группы на базе общих семантических признаков. В связи со значимостью, сложностью и центральной ролью глагола в предложении целесообразно рассматривать семантические особенности и систем-

ные отношения в лексике именно на примере глаголов.

В абсолютном большинстве языков глагол занимает первое место по частоте употреблений в текстах. Интерес человека к трудовой деятельности запечатлен во многих русских народных пословицах и поговорках. Кроме работ В.В. Виноградова, мы можем также сослаться на работы Л.Г. Бабенко, Э.В. Кузнецовой, Л.М. Васильева и других. В них и в ряде других работ рассматриваются специфические особенности глаголов, разнообразие их семантики, синтагматики и парадигматических отношений. Изучение глаголов требует их анализа с точки зрения функциональности, семантики и других параметров. Существующие в языке глагольные лексемы отражают весь спектр действий, событий, процессов и состояний, необходимых для определения и описания языковой личности.

В русском языке насчитывается более 130 глаголов, связанных с трудовой деятельностью человека. Мы рассмотрим глаголы, называющие физический и интеллектуальный труд человека.

Глаголы с семантикой «интеллектуальный труд» делятся на две группы. Первая группа — глаголы, обозначающие творческий индивидуальный труд, вторая — глаголы, обозначающие организационную работу. Глаголы, которые описывают физический труд, делятся на четыре группы:

виды ручной работы (художественные ремесла и рукоделия),

виды конструкторских и архитектурных работ,

I. Глаголы, описывающие интеллектуальный труд:

Творческий индивидуальный труд: ваять, возобновлять, воспроизводить, воссоздавать, выдумывать, издавать, измышлять, изобретать, импровизировать, конструировать, моделировать, окружать, печатать, писать, планировать, придумывать, программировать, проектировать, публиковать, редактировать, рисовать, рифмовать, слагать, сообразить, сочинять, фальсифицировать, фантазировать и др.

Каждый глагол данной группы касается определенного вида творчества и обозначает те действия, которые свойственны процессу осуществления непосредственно данного вида деятельности, а именно: написание музыки, литературных произведений, создание скульптур и памятников, и т.д.

Труд, связанный с определенными видами организационных работ, отражается глаголами: комплектовать, налаживать, образовывать, организовать, приготовлять, систематизировать, собирать, составлять, углублять, устанавливать, устраивать, учреждать, формировать и др.

II. Глаголы, описывающие физический труд:

Тяжелый физический труд: буравить, бурить, выбивать, выдалбливать, вырезать, высекать, выстрагивать, вытачивать, вытесывать, гатить, громоздить, добывать, извлекать, ковать, копать, конструировать, монтировать, накачивать, перетаптывать, пилить, прокапывать, прокладывать и пролагать, прорубать, рубить, рыть, сверлить, строгать, строить, топтать, торить, точить и др.

Среди глаголов этой группы можно выделить также подгруппы глаголов, объединенные более узким семантическим значением в зависимости от того, с каким материалом производятся работы. Например:

A. Со значением «работать с деревом»: колотить, пилить, рубить, строгать и их производные.

Б. Со значением «работать с металлом»: варить, ковать, плавить, резать и их производные.

B. Со значением «работать с почвой»: бурить, гатить, копать, рыть, торить и их производные.

Г. Со значением «работать с камнем»: долбить, дробить, тесать, точить и их производные.

Кроме того, некоторые глаголы можно объединить в группы согласно семантике действия, которое они обозначают:

A. Со значением «делать отверстие в поверхности»: буравить, бурить, выдалбливать, прокапывать, прорубать, сверлить.

Б. Со значением «извлекать форму из материала»: высекать, выстрагивать, вырезать, вытесывать, вытачивать, извлекать.

B. Со значением «строить, создавать новую форму»: громоздить, конструировать, монтировать, строить.

Виды ручной работы (художественные ремесла и рукоделия): валять, выжигать, вышивать, вязать, гравировать, клеить, кроить, лепить, мастерить, метать, насыпать, наметывать, нашивать, плести и сплетать, прясть, сколачивать, тачать, ткать, ушивать, шить, штопать и др.

В эту подгруппу вошли глаголы, которые обозначают действия, производимые людьми, занятыми в

определенных ремеслах, в том числе занимающимися рукоделием. В наше время в связи с бурным техническим прогрессом и развитием автоматики, электроники и различных технических средств многие традиционные ремесла исчезли из нашей жизни, но глаголы, их называющие, не устарели, так как многие занимаются рукоделием в качестве хобби.

В этой группе тоже можно выделить подгруппы в зависимости от того, с каким материалом производится действие. К примеру:

Со значением «работать с тканью, материалами для шитья»: валять, вышивать, вязать, кроить, метать, наметывать, нашивать, плести, прясть, сплетать, ткать, ушивать, шить, штопать.

Со значением «работать с глиной»: лепить, формовать и их производные.

Со значением «работать с деревом»: выжигать, сколачивать.

Со значением «работать с металлом»: гравировать.

Однако некоторые глаголы имеют общее значение и их нельзя включить ни в одну из вышеперечисленных групп: мастерить, клеить, сыпать.

III. Виды конструкторских и архитектурных работ: вычерчивать, закладывать, перестраивать, подводить, пристраивать, разрабатывать, создавать, сооружать, строить, формовать, и др.

IV. Виды садово-полевых работ: выводить (вредных насекомых), выращивать, косить, обрезать, поливать, полоть, прогребать, прокашивать, сажать, сеять и др.

Данные глаголы обозначают действия, производимые в ходе производ-

ства различных видов агрикультурных работ. Глаголы, входящие в данную группу, прежде всего, отличаются от остальных групп тем, что их значение узкоспецифично и тесно привязано непосредственно к данному виду деятельности, что не оставляет возможности использования их в иных сферах.

Важно сказать, что многие глаголы со значениями тяжелого физического труда, в отличие от глаголов со значением умственного труда, часто многозначны и используются в переносных значениях. Например: «Он буравит меня взглядом» (т.е. пристально на меня смотрит), «Они решили докопаться до истины» (т.е. они решили узнать правду), «Художник годами оттачивал свое мастерство» (т.е. художник долгое время работал, чтобы стать опытным мастером), «Перед праздниками срезали зарплату» (т.е. уменьшили зарплату, лишили премии).

Глаголы со значением труда также широко используются в составе устойчивых фразеологических соче-

таний: «Он опять шьет дело» (т.е. обвиняет в чем-то другого человека, возможно, невиновного), «Рабочий весь день валял дурака» (т.е. ничего не делал), «Не сыпь мне соль на рану» (т.е. не расстраивай меня, не напоминай мне о прошлых неудачах) и т.д.

Некоторые из данных глаголов используются в арго, но целью нашей работы не является детальное исследование использования рассматриваемых глаголов в различных видах жаргона. Так, например, глагол «огребать» широко используется в студенческом жаргоне, естественно, приобретая совершенно иное значение.

можно сделать вывод, что глаголы русского языка, обозначающие трудовую деятельность, многочисленны и разнообразны по своей семантике. Это одна из наиболее употребительных групп глаголов в современном русском языке. Мы считаем, что частотность и специфика использования глаголов разных видов данной группы могут стать предметом отдельного научного исследования.

Васильев, Л.М. Методы современной лингвистики. Уфа, 1997. 180 с.

Филин, Ф.П. О лексико-семантических группах слов. // Очерки по теории языкознания. М., 1993. 336 с.

Колесникова, С.М. Градуальность в системе русского языка: монография. М.: Изд-во «Флинта», 2018. 232 с.

Шанский, Н.М., Иванов, В.В. Современный русский язык: в 3 ч. Ч. 1: Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. М.: Просвещение, 1987. 192 с.

Шмелев, Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики Текст. М.: Наука, 1973. 280 с.

Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие по направлению и специальностям «Психология», «Клиническая психология». М.: Смысл: Академия, 2005. 352 с.

§ 88B. Financo. Финансы

§ 91. Maŝino. Машина

ilo. свеча

  • damp¦ilo. глушитель
  • kupl(il)o. сцепление
  • Rapid¦umo. «скорость», передача
  • tra¦kluĉi. переключать скорости
  • bielo. шатун
  • kranko. кривошип; заводная ручка
  • spindelo. шпиндель
  • kardano. кардан
  • redukt¦ilo. редуктор
  • vermo. червяк
  • ĉeno. цепь
  • mufo. муфта
  • akso. ось
  • ŝafto. вал
  • rado. колесо
  • inerci
  • § 87. Havi. Иметь

    umo. хозяйство

  • perdi. потерять
  • forgesi. забыть
  • serĉi. искать
  • trovi. найти
  • bezoni. нуждаться
  • propra. собственный
  • privata. частный
  • fremda. чужой
  • sia. свой
  • komuna. общий
  • kies. чей
  • nenies. ничей
  • predo. добыча
  • riĉa. богатый
  • mal
  • , povra. бедный

  • mizera. нищий
  • avida. жадный
  • rabi. грабить
  • ŝteli. украсть
  • disponi. располагать
  • manki. недоставать
  • prodigi. щедро раздавать; расточать
  • § 89. Professio. Профессия

    ская

  • ateliero. студия
  • dungi. нанять
  • mal
  • EVDIRAL.RU 2023 Все права защищены ©️